Которым никто не помог пробудиться...
Экзюпери
Что значит детская одарённость? Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
Несмотря на утверждение, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности, думаю, что нам чаще всего встречаются дети потенциально одарённые. Согласитесь, мы нередко встречаемся с детьми, которые сдают ЕГЭ на более высокий балл, хотя никто от них этого не ожидал. Всё зависит от мотивации. Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Следовательно, можно развить любого ребёнка, сделав основной акцент на мотивацию учения.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-7 КЛАССАХ
Цель разработка системы работы с интеллектуально одаренными детьми по русскому языку в 6-7 классах, с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Поставленные задачи:
1. Определить концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка.
3. Разработать и апробировать систему обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся по русскому языку.
Работа с одаренными детьми предполагает системное использование в повседневной практике следующих педагогических средств:
1. Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
2. Методы обучения.
Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется на всех этапах обучения. Часто он используется в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению прибегают при изучении теоретического материала.
Во многих случаях объяснение сочетаются с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.
Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.
Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
3. В своей работе с одаренными детьми по русскому языку использую следующие формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад.
Как показывает практика, одаренным детям часто становится скучно в классе после первых же минут урока. Поэтому главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;
- ранняя специализация интересов, интеллекта;
- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
1. работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом); используется система знаков (согласен / не согласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение); парная мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое.
2. обсуждение нового или острых вопросов;
3. отзыв-впечатление.
Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.
Так как общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся, нужно так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.
При изучении нового
материала работа с учебником выстраивается следующим образом. Работа с
параграфом учебника: «мозговая атака» - дети анализируют предложенные примеры,
выводят правило и составляют алгоритм работы. Например, при изучении орфограммы
«Не с причастиями» был составлен следующий алгоритм (Приложение 1)
Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.
1. дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);
2. трансформация текста (разного уровня сложности);
3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
4. составление текста по модели (для слабых учащихся);
5. создание собственного текста (для сильных учеников).
Так, в ходе урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» мы предлагаем обучающимся вспомнить произведения А.С. Пушкина, поработать с фрагментами его текстов и объяснить правописание приставок в выделенных словах.
Как показала
практика, для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы
работа носила проблемный характер. (Приложение 2)
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.