В мире так много людей,
                       Которым никто не помог пробудиться...
          Экзюпери

Что значит детская одарённость? Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

Несмотря на утверждение, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности, думаю, что нам чаще всего встречаются дети потенциально одарённые. Согласитесь, мы нередко встречаемся с детьми, которые сдают ЕГЭ на более высокий балл, хотя никто от них этого не ожидал. Всё зависит от мотивации. Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Следовательно, можно развить любого ребёнка, сделав основной акцент на мотивацию учения.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-7 КЛАССАХ

Цель разработка системы работы с интеллектуально одаренными детьми по русскому языку в 6-7 классах, с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Поставленные  задачи:

1. Определить концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся.

2. Выявить  и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка.

3. Разработать  и апробировать систему обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся по русскому языку.

Работа с одаренными детьми предполагает системное использование в повседневной практике следующих педагогических средств:

1. Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа.

2. Методы обучения.

Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последова­тельности изложения. Применяется на всех этапах обучения. Часто он используется в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению прибегают при изучении теоретического материала.

Во многих случаях объяснение сочетаются с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.

Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются  вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.

Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

3. В своей работе с одаренными детьми по русскому языку использую следующие  формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад.

Как показывает практика, одаренным детям часто становится скучно в классе после первых же минут урока. Поэтому главная  задача учителя – это творческое  развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;

- ранняя специализация интересов, интеллекта;

- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:

1. работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом);  используется система знаков (согласен / не согласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение); парная мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое.

2. обсуждение нового или острых вопросов;

3. отзыв-впечатление.

Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.

Так как общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся, нужно так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.

При изучении нового материала работа с учебником выстраивается следующим образом. Работа с параграфом учебника: «мозговая атака» - дети анализируют предложенные примеры, выводят правило и составляют алгоритм работы. Например, при изучении орфограммы «Не с причастиями» был составлен следующий алгоритм (Приложение 1)

Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.

При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.

После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.

1. дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);

2. трансформация текста (разного уровня сложности);

3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);

4. составление текста по модели (для слабых учащихся);

5. создание собственного текста (для сильных учеников).

Так, в ходе урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» мы предлагаем обучающимся вспомнить произведения А.С. Пушкина, поработать с фрагментами его текстов и объяснить правописание приставок в выделенных словах.

Как показала практика, для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. (Приложение 2)

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал.  Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.