Родительское собрание: Алкоголизм - повод, причина... и последствия.
«Пьянство» и «культура» — вот два понятия,
взаимоисключающие друг друга;
как лед и огонь, свет и тьма. Н. Семашко
Водка белая, но красит нос и чернит
репутацию. А. П. Чехов
Родился — вьют,
Крестился — пьют,
Женился — пьют,
С водкой жизнь проживают,
А потом слезы льют.
Народная мудрость
Задачи: обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания; обсудить с родителями методы борьбы с алкоголизмом; способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию сена дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей; показать родителям отношение старшеклассников к данной проблеме.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы дня обсуждения: пагубное влияние алкоголизма; методы борьбы с алкоголизмом.
Подготовительная работа: диагностическое исследование среди старшеклассников (см. приложение); классный час «Исторический экскурс в последствия алкоголя»; алкоголизм в шаржах:
конкурс сатирического плаката среди старшеклассников; сочинение-эссе «Мое отношение к пьянству».
Комментарии для учителя: данное собрание в 11 классе — еще одно напоминание родителям о том, что их дети выросли и совсем скоро они выйдут из стен школы, которая их направляла, контролировала дела и поступки, учебу и сферу взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В ходе собрания классный руководитель попытается еще раз напомнить родителям о том, что они должны обратить самое серьезное внимание на подготовку своего ребенка к взрослой жизни. В первую очередь, эта подготовка подразумевает умение юноши и девушки сказать «нет» в ситуации, требующей от них принятия решений. Одной из таких серьезных проблем является проблема алкоголизма, подготовку к которой зачастую начинает именно семья.
Ход собрания
1. Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы!
Наше собрание мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека.
Возможно, кто-то из вас скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.
II. Анализ сочинений-эссе «О пьянстве»
«Мой отец пьет. Об этом не знает никто в нашем доме и даже в нашем подъезде. Об этом знаем мы, его семья: мама, мой брат и я. Если бы мы имели возможность уйти, уехать, убежать, мы бы давно это сделали. Нонам очень жаль маму. Мы с братом видим, как ей тяжело видеть погибающего отца, но сделать мы ничего не можем.
Отец — очень хороший человек, его работа ответственна. На работе его все очень любят и уважают, но когда он приходит домой, то первым делом он пьет. Он пьет, когда ест, когда смотрит телевизор. Потом засыпает, а, просыпаясь, опять пьет. И так всю ночь...
Утром он долго моется, приводит себя в порядок и идет на работу. Невозможно смотреть в его больные виноватые глаза, в груди растет ненависть, которая, перемешиваясь с жалостью, требует выхода...
Я ненавижу вечера в своем доме, я ненавижу людей, которые позволяют себе перестать быть людьми...»
III. Анализ диагностического исследования
IV. Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты (Оформляется в виде плаката, который вывешивается на доске.)
Впервые в России водка появляется в 1432 г. Ее привезли купцы из Италии.
В 1552 г. в России при Иване Грозном был открыт первый кабак.
В 1652 г. были введены ограничения на продажу спиртного в России.
В 1857г. по всей России прокатились трезвые бунты, спиртное не продавалось в выходные и праздничные дни.
В 1914 г. царское правительство ввело сухой закон на время первой мировой войны. Это привело к следующим результатам: прогулы сократились на 47%, производительность труда выросла на 17%, преступность сократилась в два раза.
В 1980 г. на душу населения в России выпускалось 108 литров алкоголя, что превышало средний мировой уровень в 2,5 раза.
В 1983 г выпускалось 30 литров в год на человека, с учетом детей и стариков. В последние годы активного принятия алкоголя значительно выросло количество дебильных и умственно отсталых детей. В 2,5 раза увеличилось количество детских домов, в которых живут дети при живых родителях.
V. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания .
Вопросы готовятся заранее, к их подготовке могут быть подключены учащиеся. Вопросы могут быть обсуждены со специалистами заранее. Ответы можно записать на видео.
1 Могут ли говорить о том, что употреблять спиртное нельзя, людям, которые сами, регулярно употребляют спиртные напитки?
2. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?
3. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?
4. Может ли церковь помочь в борьбе с пьянством?
5. Какие общественные организации помогают бороться с пьянством?
6. Что можно считать пьянством, а что — нет?
7. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?
8. Как нужно вести себя с подростком, который пришел домой в нетрезвом виде?
9. Что делать, если подросток говорит, что так поступают все те, с кем он дружит?
10. Как поступить, если сын или дочь просят на свой день рождения купить им спиртное, так как им нужно угостить своих друзей?
VI. Ознакомление с положительным опытом воспитания детей по проблеме собрания.
Родители с положительным примером воспитания детей в семье делятся своим опытом, мнением.
VII. Презентация сатирических плакатов.
VIII. Подведение итогов.