Организация кружков.

2009-2010 уч.г.  Кружок    социально-педагогической направленности                                                                       
2010-2011 уч.г.                "Теория и практика подготовки к ЕГЭ"                                
2011-2012
уч.г.                      для обучающихся 10-11 классов      
2014
уч.г.                                             (1 час в неделю)

Организация воспитательной работы
по предмету в рамках предметных недель и месячников.

Анализ

 итогов недели русского языка и литературы.

21.01.2013-26.01.3013

Внеклассная работа по русскому языку и литературе – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе, поэтому при проведении недели русского языка и литературы были поставлены следующие цели:

– развитие интереса к предметам «русский язык» и «литература»;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Для реализации вышепоставленных целей были запланированы следующие мероприятия:

ü      Сказочная викторина и мероприятие «Моя золотая полка» (библиотекарь Романова М.С.)

ü     Литературная игра «Умники и умницы» по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе

ü     Лингвистические Олимпийские игры в 6 классе

ü      Игра «Счастливый случай» в 7 классе.

ü      Игра «Звёздный час» между 8-9 классами

ü      Игра «Брэйн-ринг» между 10-11 классами

ü      Конкурс рисунков «Мои любимые страницы произведений»

ü      Конкурс на лучшее оформление «Уголка занимательной лингвистики»

ü      Конкурсы «Лучшая тетрадь» и «Ох, уж эти лингвистические заморочки!»

Организаторами предметной недели стали не только учителя русского языка и литературы, но и студентка ВСГАО Мамонцева Елена Степановна.

Вовлеченность учащихся в мероприятия недели остается высокой, но в этом году особенно. Учащиеся всех классов приняли участие в конкурсах, викторинах и играх Лингвистических переменок.

Появились и новые формы организации познавательной деятельности учащихся. Учителями были проведены Лингвистические переменки и заочная викторина «Ох, уж эти лингвистические заморочки!», где ребята разгадывали головоломки из «Уголков занимательной лингвистики».

Больший интерес у детей вызвали игры-состязания между классами, в которых обучающиеся демонстрировали свой интеллектуальный уровень. Победителями игры «Звёздный час» стала команда обучающихся 8 класса (учитель Иванова Т.В.), показав неплохую базу знаний по русскому языку. Но в то же время у них имеются пробелы по литературе:  не помнят детали биографий писателей и содержание произведений. «Брейн-ринг» между 10-м и 11-м классами также прошёл на хорошем уровне. Цели игры: 1) повторить значения фразеологизмов; 2) проверить знание художественных текстов.

Активность учеников поддерживалась на протяжении всей игры, благодаря дискуссии, протекающей в форме оживленного диалога. Яркой кульминацией стола эмоциональное прочтение строк из стихотворений знаменитых поэтов. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде дали свои результаты: равнодушных не осталось, каждый захотел блеснуть эрудицией.

Лингвистические Олимпийские игры в 6-м классе и игра «Счастливый случай» в 7-м способствовали расширению и углублению запаса знаний обучающихся в таких важнейших разделах лингвистики как этимология, фонетика, орфография, синтаксис, орфоэпии, развитию любознательности, настойчивости, умений самостоятельно искать решения лингвистических вопросов. Игры прошла на хорошем уровне, но в 7 классе (учитель Бальбурова Е.В.) в ходе игры ученики показали невысокий уровень знаний в области фонетики.

Литературная игра «Умники и умницы» по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе проходила в непринужденной обстановке. Целью этого конкурса было закрепление знаний о сказках А.С. Пушкина, активизация познавательной деятельности детей, развитие памяти, внимания; воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки. Победителями стали Баранников Родион, Петшик Станислав и Гамуева Мария.

 

В целом Неделя русского языка и литературы прошла на хорошем уровне, все запланированные мероприятия были проведены. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поля деятельности учителя, отойти от строгих рамок. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, а, следовательно, и эффективность обучения. Игра помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает сотворчеством, разряжает напряженную обстановку.

 

На основании анализа мероприятий, организованных в ходе недели, можно сделать следующие выводы:

1.   Содержание заданий соответствовало изученному учащимися программному материалу, но по сложности в определенной степени выходило за его пределы.

2.   При разработке мероприятий педагоги использовали задания, которые требовали от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения. Именно такие задания вызывали у учащихся наибольший интерес.

3.   Учителя продумывали содержание и характер заданий таким образом, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

4.   С целью повышения мотивации, познавательной активности деятельности школьников в предметной неделе, мероприятия были продуманы так, чтобы придать гласности отличившихся учащихся и их поощрить, для этого учителями был создан призовой фонд в сумме девятисот рублей, на которые были приобретены подарки победителям.

 

Исходя из выводов,  поставлены следующие задачи:

1.   Более активным в процессе планирования предметной недели и сценирования мероприятий должно стать участие самих учащихся. Подготовка и проведение мероприятий предметной недели может стать одним из направлений шефской работы, когда учащиеся  старших классов могут подготовить и провести предметные мероприятия для учащихся младших классов.

2.   Вопрос отбора форм работы во время проведения предметной недели русского языка и литературы сделать предметом, в том числе, дискуссии учащихся.