Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Цели: Знакомство с видами обрядовых песен, выявление особенностей их поэтики. Выявление особенностей поэтики свадебных, лирических и лироэпических песен. Формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, лексической работы. Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе знакомства с обычаями и обрядами русского народа.
1. Анализ текстов колядных, масленичных песен.
Лексическая работа: обряд.
• Обращение к статье учебника «Обрядовая поэзия».
• Когда исполнялись произведения обрядовой поэзии?
• Назовите жанры обрядовой поэзии
• Назовите виды обрядов
• Назовите виды обрядовой песни
- В календарных и свадебных обрядах исполнялись заклинательные песни. В соответствии с народным календарем их можно разделить на несколько групп. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, песни другой — со встречей весны, песни третьей — с обрядами, способствовавшими созреванию урожая, песни четвертой — с обрядами, сопровождавшими его уборку. В отдельную группу можно выделить песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу.
Часть заклинательных песен представляет собой непосредственное обращение к природе или к сверхъестественным силам.
Величальные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для чествования, возвеличивания кого-либо.
Корильные песни исполнились в календарных и семейных обрядах и были предназначены для высмеивания кого-либо. Их основной художественный прием — гротеск.
Песни хороводные, игровые сопровождались игровыми действиями.
• Сообщение учащегося об обряде колядования.
• Выразительное чтение колядной песни «Девочки-колядки!».
• Каковы особенности колядной песни?
Мелодии колядных песен основаны на многократном повторении короткого припева.
• Сообщение учителя о Масленице.
• Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Масленице. Сообщение о картинах.
• Обращение к иллюстрации в учебнике.
• Как передано ощущение праздника на литографии (с. 30-31) Василия Федоровича Тимма (1820—1895?)?
• Сообщение учащегося о масленичных гуляниях Петербурга.
Путеводители прошлого века и многочисленные записки путешественников почти всегда затрагивали такую яркую сторону жизни Петербурга, как народные гуляния, которые проходили на центральных площадях, по берегам Невы, на окраинах города, в пригородах. На первом месте стояли знаменитые масленичные и пасхальные гуляния, отличавшиеся разнообразием увеселений, большим стечением народа, приподнятостью настроения, яркостью красок и оглушающим звуковым сопровождением множества оркестров и одиночных музыкантов, шарманками, выкриками продавцов и зазывал, громким смехом и разговорами гуляющей публики. Здесь были качели, карусели, катальные горы, выступления цирковых артистов, кукольников, фокусников, дрессировщиков с учеными собачками, канарейками, обезьянками и пр., целая армия разносчиков, райки и всякого рода косморамы, диорамы.
В центре подобных гуляний на площади находились балаганы. В круп \ных балаганах-театрах шли «обстановочные спектакли» — пантомимы, арлекинады, феерии, баталии, а позднее разыгрывались пьесы «для народа», основанные на адаптированных отечественных и зарубежных произведениях «большой» литературы.
• Индивидуальное задание. Сообщение учащихся о масленичных песнях. В дни празднования Масленицы исполняли масленичные песни.
Во время «встречи» Масленицы песни имели вид величаний: в них воспевались «широкая честная Масленица», масленичные яства и развлечения. Соломенная Масленица называлась «дорогой гостейкой» и изображалась молодой нарядной женщиной, ей даже давалось имя (Авдотьюшка Изотьевна, Акулина Саввишна). Правда, величание было ироническим.
Во время «проводов» Масленицы могли пародийно исполнять похоронные причитания, но чаще пели корильные песни. Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: «мокрохвостка», «кривошейка», «полизуха», «блиноеда».
• Выразительное чтение масленичной песни «Наша Масленица дорогая».
• Слова какой части речи чаще встречаются в тексте? Почему?
• Почему в песне множество повторов?
• Почему в песне ограничено число образно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений?
2. Анализ свадебных, лирических, лироэпических песен.
• Сообщение учащегося о свадебном обряде.
• Сообщение учащегося о свадебных песнях.
Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром являлись причитания, которые выражали только одно чувство печаль. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять ритуальные и лирические песни, в которых звучала тема утраты девушкой ее воли. В сговорных песнях изображался переход девушки и молодца от свободного состояния девичества и «молодечества» к положению жениха и невесты.
В сговорных песнях появляются парные образы-символы из мира природы (например, «калинушка и соловей»). Углубляется тема попранной девичьей воли: невеста изображается через символы расклеванной «ягодки», ловленной «рыбицы», подстреленной «куны» (куницы), сломанной «веточки виноградной», растоптанной «зеленой заломленной «березоньки»
Самым торжественным моментом свадьбы был пир («княжий стол»). Здесь пели только веселые песни и плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные свадебные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это игриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийные величания — корильные песни, которые могли спеть и просто для смеха.
• Обращение к репродукции картины В.Е. Феклистова «Приготовление невесты к венцу».
• Какой эпизод свадебного обряда запечатлен на картине?
• Обращение к учебнику. Чтение свадебных песен.
• В какие моменты свадьбы пели эти песни?
Песня «Говорили сваты на конях будут» пародийное величание не очень щедрым гостям.
Песню «Вылетала сизая голубка» пели на девичнике и утром свадебного дня.
Веселую плясовую песню «Подушечка моя пуховая» пели в самом торжественном моменте свадебного пира.
• Каковы художественные особенности свадебных песен?
Повторы, преобладание глаголов, ограниченное количество изобразительных средств.
• Обращение к статье учебника «Лирические песни»
• В чем отличие обрядовых песен от лирических?
• Кто является героем лирических песен?
• О чем поют герои лирических песен?
• Выразительное чтение песни «Во сыром бору кукушечка кукует», «Да во батюшкином во садику не с кем погулять».
• Какую из приведенных песен исполнял юноша, а какую пела девушка?
• Какое настроение передано в этих песнях?
4. Выявление особенностей поэтики лирической песни. Заполнение правой части таблицы. Особенности поэтики | Примеры | Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека | Образ сокола символа мужской красоты и кукование кукушки — предвестие свадьбы. Черемуха — Символ девичьей красоты.
| Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы | Милый друг идет, машет, машет своим ситцевым платком. Слезу льет об сударке своей
| Разнообразные композиционные и стилевые приемы | | Параллелизм. | Во сыром бору кукушечка кукует, У нас в тереме молодушка горюет...
| Повторы. | Выйду, выйду... Машет, машет...
| Лирические обращения. | Тошно, матушка, да весною жить одной...
| Тропы. | Сердце болит, милый друг, красная девка, горюча слеза
|
В основе большинства способов выражения лирического начала лежит принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека. Свойства человеческой души переносились на природные объекты, а об разы животных, растений небесных светил указывали на того или иного героя лирической песни, на его душевное состояние. Почему в песнях по является образ кукушки и незрелой черемушки?
Вещей птицей многие народы считали кукушку. «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» - спрашивают кукушку девушки, могут задавать вопрос и по-другому: «Кукушка, кукушка, сколько мне в девках ходить?» Кукование кукушки возле дома иногда вообще считалось предвестием свадьбы.
Образ белой черемухи — зто образ нежной девичьей красоты, невесты в подвенечном наряде. Незрелая черемушка — несбывшаяся надежда на счастье.
• Каково символическое значение образа сокола в песне?
В славянской мифологии сокол является символом мужской бога красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре.
Фольклорная традиция всегда стремилась выразить внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обычно он показан в микросюжете: гуляет «в зеленом саду», лежит израненнмй «под ракитовым кустом», прохаживается «по новой горенке», едет «к любезной сударушке», поит коня или черпает воду из реки, сидит «пригорюнившись», идет с горя «в чисто поле», сидит «в темнице», плывет по реке «на кораблике»…
• Как передано состояние лирического героя в песнях?
В лирических песнях применяются разнообразные композиционные и стилевые приемы: параллелизм, всевозможные повторы, лирические обращения и др.
• Обращение к статье учебника «Лиро-эпические песни».
• Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?
• Когда зародились лиро-эпические песни?
• Сообщение учащегося о солдатских песнях.
Солдатская песня - это внеобрядовые лирические и лиро-эпические пески социального содержания. Они начали создаваться с конца ХУII в., когда Петр 1 ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны ХУIII—Х1Х вв., в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни, дана психология простого солдата. Солдатские песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство; «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле». Над солдатом вьется «черный ворон», которого он просит слетать к родному дому, передать близким «поклончик слезовой».
В группе песен о смерти солдата использованы древнерусские воинские песни с их мифологическими элементами.
• Когда начали создаваться солдатские песни?
• Какие эпизоды солдатской жизни находят отражение в солдатских песнях?
• Выразительное чтение песни «Солдатская».
• Какие чувства солдата нашли отражение в песне?
Солдат тоскует по родному дому, по своей возлюбленной.
4. Итоги урока.
• О каких событиях народной жизни рассказывают обрядовые песни?
Песни рассказывают о буднях и праздниках: об обычаях встречи весны и Нового года, сборе урожая, о верованиях русского народа.
• Обращение к статье учебника «В художественном мире народной песни».
5. Д/з Выучить наизусть колядную или масленичную песню.
Прочитать фрагмент «Повести временных лет» «...И вспомнил Олег коня своего...», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента.
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «историка» о князе Олеге, «литературоведа» о викинге Орваре Одде, «искусствоведа» об оформлении древнерусских книг (слайдовая презентация)
|