1. Общие сведения.
Образование: Иркутский государственный университет, 2005г, специальность «Филология».
Квалификация: филолог-преподаватель.
Общий стаж работы: 18 лет.
В данной должности: 16 лет.
Стаж работы в данном учреждении: 16 лет.
Наличие квалификационной категории: первая.
Званий, учёной степени, учёного звания нет.
2. Педагогическая деятельность.
Методическая тема, над которой работает коллектив нашей школы, - «Развитие социальных компетенций учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности». Являюсь руководителем ШМО гуманитарного цикла с 2008г. В соответствии с темой составлен план работы гуманитарного ШМО - «Роль предметов гуманитарного цикла в социализации личности ребёнка», таким образом, деятельность учителей русского языка и литературы полностью согласуется с целями деятельности образовательного учреждения.
Как педагог ставлю перед собой несколько задач:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- дать учащимся качественное образование;
- раскрыть способности и интеллектуальный, творческий,
нравственный потенциал каждого ученика.
Эти задачи решаю через:
- организацию проблемного обучения;
2. использование различных приёмов мотивации и интереса деятельности учащихся, (соревнование, включение в игру, тренинговые разминки и т.д.), использование средств наглядности;
- применение различных форм организации учебной деятельности (уроки различных типов, заочные путешествия, познавательные викторины и т.д.).
Решая вышеуказанные задачи, развиваю личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Каждый ребёнок имеет свой познавательный и интеллектуальный уровень, поэтому стараюсь спланировать работу каждого обучающегося в соответствии с его уровнем развития. Считаю, что ребёнок за урок должен выполнить столько заданий, сколько может, пусть 1-2 упражнения, но они должны быть выполнены качественно, с закреплением базовых знаний, умений и навыков. Учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской уже имеет разграничения упражнений по степени трудности, дополнительно подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперёд и сильных, и слабых учащихся. Таким образом, цель моей работы - дать ученику базовые знания, соответствующие Госстандарту по русскому языку и литературе, научить учиться, развивать интерес к преподаваемым мною предметам и, вообще, к учению.
Развивая интерес к предмету, провожу уроки-КВН, викторины, практикумы, тщательно продумываю мероприятия, проводимые в рамках недели русского языка и литературы, ввожу в урок элементы игры. В целях эффективного использования времени обучающихся использую технологичность: тренинго-игровые, проектные, информационно-коммуникационные технологии, так как всё труднее становится убедить учеников прочесть произведения. Считаю, что применение данных технологий создаёт высокий уровень познавательного интереса обучаемых на уроке.
Придаю важное значение здоровьесберегающим технологиям. На каждом уроке обязательно использую оздоровительные двигательные минутки, которые дают возможность учащимся разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за трудное дело учения.
Информационно-коммуникационные технологии использую с целью активизации познавательной деятельности и влияния на качество образования и воспитания, развитие конкурентно-способных качеств. Данная технология помогает как учителю, так и ученику, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока чаще всего информационные технологии использую для активизации познавательной деятельности обучающихся. Применение ИКТ поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, так как современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в таком виде, чем при помощи таблиц и схем. Эффективность усвоения материала обеспечивается видео- и звукорядом, что позволяет задействовать и слуховую, и зрительную память.
С целью развития конкурентно-способных качеств в 2011-2012 уч. году был осуществлён переход на обучение по литературе по учебнику Г.С. Меркика. Данный учебник формирует умение видеть в литературе отражение объективной действительности, собственного отношения к авторскому эстетическому идеалу, вырабатывает умение соотнести идеал писателя со своим представлением о прекрасном в жизни, природе и человеке. Работы поискового, исследовательского характера развивают умение внимательно читать текст художественного произведения, анализировать, обобщать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения и формируют навык самостоятельной творческой работы. Всё это содействует формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации. Обучение по новому учебнику качественно вести не удаётся. Не все родители смогли приобрести для детей учебники, в основном, дети из неблагополучных семей. Могла в этом помочь школьная библиотека, но централизованный завоз учебников из управления образования не соответствует нашим запросам, так как в основном идёт поставка учебников издательств «Просвещение» и «Дрофа». В связи с тем, что половина класса не знакома с текстами, приходится терять время на прочтение произведения на уроке, |хотя они должны быть прочитаны детьми дома. Этот фактор ведёт к тому, что провожу с детьми дополнительные занятия во внеурочное время.
Сдача ЕГЭ выпускниками 11 классов и областное мониторинговое исследование уровня учебных достижений по литературе у обучающихся 7 класса (ноябрь 11г) вскрыли ещё одну проблему в моей педагогической деятельности: не до конца созданы условия для развития речи учащихся, поэтому в практику ввела написание отзыва после прочтения произведения в 5-7 классах. Наиболее интересные, оригинальные работы, мысли высоко оцениваются, получают общественное признание; оцениваются на данном даже работы, которые содержат пересказ: главное, чтобы ребёнок начал говорить, высказываться.
Несмотря на то, что стараешься дать базовый уровень знаний всем учащимся, есть, конечно, учащиеся, которые этим уровнем не владеют. Ребенок может не успевать по причинам физиологическим (слабый иммунитет - следствие: частые инфекционные болезни; болезни нервной системы), психологическим (узость кругозора, задержка развития речи, особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания) и социальным (материальное положение семьи, асоциальное поведение родителей, неблагополучные условия жизни). Решающую роль на неуспеваемость ребёнка, конечно же, играет социальная причина. У детей из неблагополучных семей возникает ряд проблем как в общении, так и в обучении. Поэтому очень важно во время урока фиксировать, поощрять и отличать их малейшие удачи в учёбе, не «ронять» их авторитет, а «поднимать»; при формировании общеучебных действий опираюсь на их жизненный опыт (стоит заметить, что у детей из неблагополучных детей очень развито воссоздающее воображение; они очень тонко чувствуют психологическое состояние героев, умеют сопереживать) и дозирую домашнее задание. Кроме этого, провожу дополнительные занятия, встречаюсь с родителями учеников разных классов на родительских собраниях, посещаю детей на дому, провожу индивидуальные беседы, поддерживаю связь с родителями через дневники и мобильную связь. В беседах довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, результаты внешних и внутренних мониторингов, в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к обучению, по результатам оценивания систематично проводится коррекционная работа. Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса, но, как педагог, вырабатываю свою тактику отношений.
Стараюсь развивать в детях коммуникабельность, используя работу в группах, используя технологию коллективного взаимодействия А.Г. Ривина. Психологическую атмосферу строю на уроке за счёт доброжелательности, взаимопонимания, открытости, доверия и уважительного отношения к товарищам и учителю. Много внимания уделяю воспитанию, но не ущемляю и процесс обучения.
С коллегами сложились доверительные и уважительные взаимоотношения. Постоянно учусь у более опытных учителей, посещаю открытые уроки и приглашаю на свои, учитываю замечания и пожелания коллег. В коллективе постоянно осуществляется обмен опытом, всегда присутствует взаимопонимание и взаимопомощь.
3. Результативность профессиональной деятельности.
Для качественной подготовки к ЕГЭ, в целях повышения качества знаний обучающихся, их конкурентноспособности мною разработана программа кружка «Теория и практика подготовки к ЕГЭ», которая прошла рецензию в ИПКРО и признана адаптационной (адаптированной). Работаю по ней 3 года и получила следующие результаты сдачи ЕГЭ.
Данная программа кружка соответствует программе по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ, помогает обучающимся адаптироваться к условиям сдачи экзамена по русскому языку, выявляет слабые места в знании учебного предмета и даёт возможность скорректировать их, формирует орфографические и пунктуационные навыки. Учителю программа даёт возможность вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод, повышать качество знаний и конкурентноспособность обучающихся, осуществлять коррекцию их знаний. Результативность моей профессиональной деятельности подтверждают также динамика результативности сдачи ГИА.
4. Профессиональное мастерство.
Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на семинарах РМО и ШМО, изучаю и внедряю различные педагогические технологии, активно занимаюсь самообразованием. Составлен план работы по самообразованию. Слежу за методическими новинками.
Считаю, что в профессиональной деятельности существует ряд трудностей:
1, много времени тратится на оформление различной документации;
2. невозможность организовать дополнительные занятия с детьми из близлежащих деревень в связи с расписанием работы школьного автобуса.