Главная » Файлы » Доклады |
09.02.2014, 18:52 | |
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития волновали педагогов, психологов, родителей на протяжении столетий. В настоящее время наблюдается качественный скачок в развитии новых технологий, в резком возрастании потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Сегодня наше общество ощущает нехватку творческих неординарных личностей. Именно принципиальной новизной, оригинальностью подхода отличаются результаты деятельности талантливого, одаренного человека. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Поэтому сегодня актуальна проблема выявления и развитие одаренности у детей, а также условия их воспитания. Заметить раннее развитие одаренного ребенка, увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать его индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию способностей детей — задача педагогов, семьи и общественности. Как распознать талант.Я задалась вопросом: «Как распознать талант?» Изучая литературу, выявила следующие отличительные признаки одарённости детей: одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни. Еще одна точка отсчета - память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных детей отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов’. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты: 1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. 2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. 3. для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. 4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей. 5. для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. 6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. 7. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Работа с одарёнными детьми учителя-предметникаУбеждена: — талантливому, одаренному ребенку нужен учитель, который «заразил» бы своей влюбленностью в предмет; — учитель может и обязан ставить перед ребенком посильные задачи, постоянно усложняя их; не запугивать, а поддерживать, подчеркивая: «Ты справишься»; - планирование работы учащегося; забота учителя, опекающего ученика; - учитель не имеет права бросить ребенка одного наедине с его проблемой; не хватает собственных знаний и умений — не стесняться обратиться за консультацией к коллегам, специалистам; — учится и растет не только ученик, учится вместе с ним и его учитель; — но поиск и отбор «звездочек» учитель производит на уроке. Считаю, что личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого — пример для подражания. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним и воспитывать индивидуальность Только так можно воспитать человека с особыми свойствами или способностями, которые станут неотьемлемыми качествами личности, усиливающимися в течение всего времени обучения. Значит, между учителем и учеником должны быть открытые и демократичные отношения; они должны уметь вести между собой диалог, прислушиваться друг к другу. Таким образом, учитель для своего подопечного является источником информации, сотрудником, консультантом и организатором поисковой работы учащегося. Поэтому для реализации таланта и способностей ребёнка применяю следующие формы работ: 1 Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку 2 Привлечение к работе в факультативе. 3 Привлечение детей к участию в интеллектуальных состязаниях («Эрудит», заочная лингвистическая викторина, игровой конкурс «Золотое руно»; «Русский медвежонок»), в различных научно-практических и творческих конкурсах 4 Работа в школьном пресс-центре, силами которого выпускается газета «Школьная прав-да», вестники детской организации «Маленькая страна». 5 Привлечение к работе в каникулярной школе «Одаренные дети». 6 Участие в олимпиадах. 7 Работа в кружке. 8 Индивидуальные занятия. 9 Инновационная педагогическая технология «Портфолио» - своеобразным анализ особых достижений и успехов ученика. Обеспечение участия ребёнка в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях есть обязательное условие формирования чувства успешности. Разработка портфолио одаренного ребенка позволяет более системно и полно увидеть результаты работы всех составляющих: и педагогов, и родителей, и самих детей. Хорошо помогает на уроке проблемно-поисковый подход; решая поставленные перед ним задачи, ребёнок совершает открытие закона, явления, закономерности; учится наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы, а таюке постигать способы познания окружающего мира. При изучении правила «Буквы Ё, Е, О после шипящих» в корнях и в суффиксах, окончаниях сущ-х можно создать проблемную ситуацию, попросив детей сопоставить написание букв и выявить закономерность в их употреблении. Учебные задания постепенно усложняются, и, когда мы видим, что ребёнок проявляет интерес — значит, он готов к самостоятельной поисковой деятельности. Самое главное, не надо торопить детей с решением - пусть они сами решат задачу, испытан радость самостоятельного открытия решения проблемы. На уроке литературы стараюсь задавать интересные и актуальные для детского возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Ответы обязательно соотносим с текстом, доказывая авторскую позицию, авторское видение проблемы. д\з даю на выбор: дети могут выбрать разные жанры заданий: иллюстрирование произведения, пересказ, инсценировка, развернутые ответы на вопросы. Роль классного руководителяв развитии одарённого ребёнка.В процессе развития одарённости детей я большую роль отвожу классному руководителю. Его основная задача — понимающее, чувственное постижение истины пуТём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность. Классный руководитель для одаренного ребенка: — является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам; — взаимодействие с одаренным ребенком должно быть направлено на оптималь-ное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недиректив-ным; — верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проб-лемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; — считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, ве-рит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, что им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; — стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься само-образованием и саморазвитием. Этапы организации работы классного руководителя. Как классный руководитель придерживаюсь мнения: «Каждый ребёнок талантлив от природы» и определяю следующие этапы работы с одарёнными детьми 1. Планирование. В планировании я отражаю диагностику одаренности и намечаю задачи и формы работы с одаренными учащимися. Уровень развития личностных качеств определяю на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Исследовать можно различные виды одарённости, но мне, как классному руководителю, удобнее всего рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание). 2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы. Обязательно провожу психологическую диагностику, в процессе которой у каждого учащегося выявляю: — отношение к себе, другу, учителю, родителям; — вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.); — темперамент и восприятие; стимулы для мотивации; — коммуникативность (страстный, деловой и т.д.); — мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.). Данная диагностика помогает найти индивидуальный подход в работе с детьми. Кроме того, я считаю, что важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является и система внеклассной воспитательной работы в школе. 3. Соприкосновение с духовной культурой народа, искусством. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру>. Поскольку наша школа работает по З варианту преподавания родного языка, наши дети с 5 по 8 класс изучают польский и бурятский языки, и классная работа направлена на погружение ребёнка в культуру польского и бурятского народа. Учащиеся участвуют во всех праздниках, особенно в бурятских и польских, задействованы в работе фольклорных кружков. Практически все наши народные праздники сопровождаются сценами из жизни, танцами и песнями. Вот тут и проявляется художественная одарённость ребёнка. По возможности посещаем с детьми вместе с ребятами театры, музеи и выставки. 4. Система классных часов. В пятом классе в первой четверти устраиваю «день девочек» и «день мальчиков». Цель этого мероприятия — выяснить пристрастия, склонности, интересы ребят. И девочки и мальчики приносят в школу все, чем они занимаются: книги, которые читают, рисунки, вышивки и т.д. Ребята, увлекающиеся спортом, приносят грамоты и медали. Проанализировав интересы детей, предлагаю им кружки и секции, которые бы продолжили их развитие: хореографический кружок при СДК, студия «Мастерица» и т.д. В седьмом классе устраиваем классный час «День наших талантов». Подготовкой данного мероприятия занимаются уже сами ребята. Они подготавливают программу классного часа: выясняют, кто и какие таланты будет демонстрировать, какое техническое обеспечение для этого необходимо и т.д. Моя задача — помочь им привлечь как можно большее количество участников. На празднике мы устраиваем выставки поделок, рисунков, наград, сертификатов. Каждый показывает, что он умеет делать. В девятом классе проводим «День наших достижений». С пятого класса учащиеся нашей школы участвуют в различных интеллектуальных играх: «Кенгуру», «Заочная лингвистическая викторина» и творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и к девятому классу у них накапливается значительное количество сертификатов, грамот, дипломов. На мой взгляд, это очень важно — каждый ребенок имеет равные возможности, ведь мы учитываем только участие и количество сертификатов. В ходе подготовительной работы к классному часу провожу анкетирование. В анкете надо указать, что изменилось в жизни, чему научился за это время, какие черты характера выработал в своем характере и т.д. Набор вопросов зависит от особенностей класса, от возможностей ребят, от их индивидуальности. Мероприятие это достаточно серьезное, ведь в девятом классе мы подводим небольшие итоги и нацеливаем ребят на дальнейшую жизнь и определяем сферу их деятельности. Поэтому разговор об их успехах как нельзя кстати, и вселяет в ребят уверенность в своих силах. Веду это собрание я сама, стараясь поощрить словами каждого. Надеюсь, моя работа хоть немного поможет ребятам проявить свои дарования в жизни. | |
Просмотров: 1555 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |