Главная » Статьи » 8 класс. Литература.

8 класс. И.С. Тургенев. Композиция повести "Ася". Образ Аси.
Тема: Композиция повести. Образ Аси.
Цели:
выявление особенностей композиции повести; причин обусловивших противоречивость поступков героини; мотива смерти в повести, подчёркивающего идеальность героини и раскрывающего трагическую невоплотимость идеала в действительность.
  Развитие навыка исследовательской работы с текстом, составления цитатного портрета героини; умений выделять главное в прочитанном эпизоде, главе, составления художественного пересказа.
  Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления ЛЗ слова хамелеон.
Ход урока.
II Работа над темой
ü Работа над темой
 

Главы

Названия

Элементы фабулы

1-8

Воспоминания Н.Н. о первом знакомстве с Гагиным и его сестрой. История Аси.

Экспозиция

9

Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н.

Завязка

10-15

«Неужели она меня любит?»

Развитие действия

16

Объяснение Аси с господином Н.Н.

Сочетание кульминации действия с мгновенной его развязкой.

17-20

Ночь после объяснения

 

21

Неожиданный отъезд Раздумья героя над судьбой Аси.

Эпилог.

   
Слово учителя.
- Господин Н.Н. в немецкой провинции встречается с соотечественниками, которых избегал за границей это обстоятельство кажется сколь странным, столь и судьбоносным. Так мотив судьбы впервые намечается в повести. Тургенев отказывается от использования в экспозиции динамического способа развёртывания характера, заменяя его описательной характеристикой. Автор вводит героев без предварительных описаний и сразу ставит в обстановку острых активных жизненных ситуаций.

Обращение к д/з. (названия первых шести глав). В первых шести главах, составляющих экспозицию, читатель узнает о брате и сестре только то, что о них знает герой.
- На что в характере Аси обращает внимание рассказчик?
Обращение к д/з (цитатный портрет Аси). Н.Н. обращает внимание на странность, капризность, загадочность и противоречивость натуры героини, отмечает обаяние, грацию, человеческую неповторимость.
- О чём говорит выбор места жительства брата и сестры? (натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Она не устаёт восхищаться прелестью окружающей природы).
- Время в повести течёт неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определённые эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. То стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной жаждут герои «Аси». «Я ещё, - говорит Н.Н., - не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился…» Развитие настоящего чувства движется странными волнами, через несуразные, необъяснимые противоречия.
Выразит. чт-е от начала 4 главы до слов «… всё равно: я знаю, вы мной любуетесь».
- Какое чувство вызывают в господине Н.Н. поступки Аси? (К чувству восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что Н.Н. отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием. Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению).
- Какие роли играет Ася? Что влияет на её поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами?
«Что за хамелеон эта девушка!» «Помнилась нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан».«За столом она держалась чопорно, едва отведывала кушанья» «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».«Ася показалось мне совершенно русской девушкой. Ни тени кокетства /…/ я не заметил». «В тот же день, вечером, я читал Гагину «Германа и Доротею».«На следующий день я опять не узнал её, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея».

Итоги работы. «Что за хамелеон эта девушка!» – невольно восклицает герой. - Какой смысл приобретает слово хамелеон? (В словах тургеневского повествователя звучит восхищение удивительной подвижностью, изменчивостью облика героини. Вот она встречает дорогой англичан – и начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Послушав чтение Гёте «Герман и Доротея», она хочет казаться степенной и домовитой, как Доротея. Потом превращается в русскую провинциальную, будто подслушав мысли героя.)
- Что является причиной противоположных настроений Аси? (Неосознанный внутренний пыл, а потом возникающая первая любовь объясняет противоречивость настроений Аси, волнение её чувств удивляет и её самоё).
- Отдаёт ли господин Н.Н. в своём чувстве к Асе? (Господин Н.Н., встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощёкого баварского лейтенанта». Однако господин Н.Н. ещё не понимает значения этого мотива, не отдаёт себе отчёта в своём чувстве и в чувстве Аси).
- Почему Гагин решил рассказать Н.Н. историю Аси? (Внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; её уверения, что она его «одного любит», насторожило Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси).

Инд. зад-е. Худ пересказ 8 главы.
- Чем объясняется противоречивость натуры Аси? (Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася воспринимает как несправедливость, обрекающую её на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда и мучительные противоречия: «…она и стыдилась и своей матери, стыдилась и своего стыда, и гордилась ею» - и эксцентричность поведения Аси).
- Какие чувства испытывал господин Н.Н., узнав о судьбе Аси? Прочитайте фрагмент от слов «Вид был, точно, чудесный…» до слов «…её душа мне нравилась». Назовите ключевые слова, характеризующие Асю. (Холодные пальчики, тонкое тело, внутренне беспокойство и др. Господин Н.Н испытывает необыкновенное облегчение. Внутренний мир героини теперь не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью).
- Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н., представляющий собою завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различие героев. К чему стремится Ася? (Ася стремится к счастью и полноте и полноте жизни, к деятельности. Он верит в неограниченные возможности человека. Она хочет «прожить недаром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг»).
- Как характеризует господина Н.Н. его замечание: «Попытайтесь»? (Н.Н. давно разуверился в таких мечтах и, отвечая на слово Аси "Попытайтесь», про себя же с грустной уверенностью констатирует: «Невозможно…»)
- Каково значение слов Н.Н.: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»? (окрылённость – это способность человека воспарить над обыденностью, мечтательность. Н.Н. видит в Асе существо, способное подняться над будничностью).
- Какой эпизод 9 главы особенно свидетельствует о духовной близости героев? (Вальс).
- Почему меняется выражение лица героини в вальсе, приобретая что-то мягкое, женское? (На мгновение героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровскаго вальса словно приподняли их над землёй. Музыка и танец раскрепощают героиню, высвечивают доминанту её характера: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно-идеальному).
- Страстный танец Аси выражает именно это желание счастья. Почему на следующий день герой слышит из уст Аси: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда», «Ведь вам не будет скучно со мной?», «Если б я вдруг умерла, вам было бы жаль меня?» (Между вчера и сегодня появляется огромное психологическое состояние, за это время осознаёт своё чувство. Любовь заставила героиню повзрослеть, вырасти как личность).
- Любовь так же как явление жизни природы, подчинена загадочным силам. Ася не осознаёт в себе капризной игры стихии, и отчасти этим вызваны частые изменения её настроений. Бессознательно она стремится к полноте жизни, не зная, что это недостижимо. Когда же она сознаёт, что влюблена, новое чувство бременем ложится на её душу. Любовь Аси так же дисгармонична и напряжённо-тревожна, как и вся её душевная жизнь. Каждое мгновение любви – единственное и решающее. Она не чувствует опоры в уже пережитом, нет опоры и в надеждах на будущее, в ожиданиях или мечтах. Для её любви «нет завтрашнего дня», как нет и дня вчерашнего. Поэтому любовь Аси неизбежно оказывается катастрофичной. Чувство для Аси – тяжёлое, ответственное испытание.
- Как переживает возникновение чувства Н.Н.? (Господин Н.Н. переживает чувство как художник, для него любовь – эстетическое наслаждение. У героя возникает желание счастья, однако оно не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у Аси).
Выразит.чт. эпизода от слов: «Я решился узнать от вас…» до слов «…жениться на семнадцатилетней девчонке, с её нравом, как это можно…»
- Как характеризует Н.Н. его реакция на вопрос Гагина? (Трепетные отношения своей сестры с Н.Н. Гагин переводит на язык житейской прозы. Трижды повторенное Гагиным: «Но ведь вы не женитесь на ней», - приземляет идеальный порыв героя, заставляет его взглянуть на историю с Асей глазами взрослого человека. Закономерен поэтому итог этого разговора: «Жениться на 17-летней девочке, с её нравом, как это можно!» - говорит герой, почти повторяя слова Гагина).

Слово учителя.

- Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести с Н.Н., протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася».

Исследовательская работа с текстом.
- Какие слова, сказанные во время объяснения Н.Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из гл.16 слова и СС – внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои?
Ася. Холодная рука лежала как мертвая, бледные губы, накипавшие слёзы, отрывистые предложения, шёпот, преданный взгляд, внезапное рыдание, падение на колени.
Гагин Глядел на неё, сказал едва слышно, судорожно отодвинулся, повторил с ожесточением, ходил большими шагами по комнате, украдкой взглянул на Асю, посмотрел как дурак.
Итоги работы
. Ася испытывает целую гамму чувств – от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи до стыда и отчаяния. Полнота чувства. Испытываемого Асей, её робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в её немногословных репликах, едва слышных в тишине тёмной комнаты. Господин Н.Н. суетлив и многословен.

III Итоги урока.
- Эта сцена наиболее ясно отражают противоречие, несовпадение психологических «ритмов» господина Н.Н. и Аси. Ася понимает, что Н.Н. – не герой, что в обмен свою преданность она получает половинчатые чувства и малодушие, а в обмен на своё бескорыстие – эгоизм. Внутренние силы натуры Аси, разбуженные любовью, оказываются слишком слабыми, чтобы вступить в противодействие с трезвым практическим укладом жизни.
Инд. зад-е. Сообщение «Мотив смерти в образе героини».
Ася – героиня, которая исчезла в небытие, и мотив смерти сопровождает это имя. В отрочестве, оторванная от родной почвы, Ася «чуть не умерла» в пансионе. После драматического свидания напрасно искавший Асю герой видит на самом берегу Рейна быстрой тенью мелькавшую белую фигуру возле одинокого каменного креста на могиле утопленника. Раздумывая над судьбой Аси в эпилоге, Н.Н. вновь предполагает раннюю смерть героини: «.. рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле…»
- Почему мотив смерти сопровождает образ героини? (Мотив смерти подчёркивает идеальность героин и раскрывает трагическую невозможность воплотить идеал в действительность).
Обращение к части таблицы «Элементы фабулы».
- Почему в повести практически отсутствует развязка? Найдите в тексте цитату-ответ на вопрос. (В повести практически нет развязки, поскольку «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Ощущение полноты жизни, душевной гармонии, согласно концепции автора, недостижимо).

IV Д/з Подготовить пересказ статей учебника «Поговорим о прочитанном» и «Повесть в оценке писателей и критики» и ответы на вопросы 1,2 учебника Выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив первые две части таблицы, от слов «Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком» до конца гл.2 и от слов «Мы проболтали часа два…» до слов «…в стаканах заблестел таинственным блеском» (из 10гл повести)
Категория: 8 класс. Литература. | Добавил: ivanova (07.03.2013)
Просмотров: 32709 | Рейтинг: 4.9/68
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]