Главная » Статьи » 8 класс. Литература. |
И.С. Тургенев «Ася». Краткие сведения об И.С Тургеневе. Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.
Тема: Краткие сведения об И.С Тургеневе.
Цели: Актуализация знаний учащихся, полученных в процессе изучения некоторых фактов жизненного и творческого пути писателя; выявление факторов, оказавших влияние на замысел повести «Ася».
Формирование навыков работы с учебником, портретом писателя, умений выделять главное в прослушанном сообщении; развитие письменной и устной речи учащихся.
Ход урока.
II Актуализация полученных знаний.
ü Д\з. Пересказ статьи учебника, посвящённой И.С. Тургеневу, ответы на 1 и 2 вопросы учебника. ü - Какие произведения И.С. Тургенева вы изучали в 5-7 классах? Какие идеи автора нашли отражение в этих произведениях? ü Сообщение по плану, предложенному в учебнике (задание 1 рубрики «Живое слово»).
III Работа над темой.
Слово учителя.
- Летом 1856г Тургенев выехал за границу. С тяжёлым сердцем он отправлялся в дальний путь. В письме к одной из самых близких знакомых, Е.Е. Ламберт, писатель признавался: «…лучше было бы для меня не ехать. В мои годы уехать за границу – значит: определить себя на цыганскую жизнь и бросить все помышления о семейной жизни! Что делать! Видно, такова моя судьба».
Живя за границей, Тургенев больно и мучительно переживал разлуку с родиной. Все его раздражало и вызывало резкое недовольство. Проведя зиму в холодной парижской квартире, потрясённый, выбитый из колеи, Тургенев нажил мучительную болезнь, ещё более усугубившую переживаемую им духовную драму, и нуждался в срочном лечении.
Летом Тургенев отправился в немецкий курортный городке Зинциг, уничтожив все записи, все планы задуманных произведений. К физическим недугам прибавилось изнуряющее чувство пустоты, творческого кризиса, полной беспомощности. Он искал уединения… В повести «Ася» наиболее полно передалось тургеневское раздумье о своей несчастной любви, о потерянной, как ему казалось, жизни.
ü Обращение к учебнику.
Чтение статьи «Творческая история повести».
ü Инд. зад-е. Сообщение о прототипах повести (статья «Для вас, любознательные!»)
ü Обращение к учебнику. Портрет И. Тургенева работы художника А.П. Никитина. 1858г.
ü Инд. зад-е. Акварельный портрет И.С Тургенева написан с натуры художником А.П. Никитиным в 1858г в Зинциге в Риме. Он неразрывно связан с историей тургеневской повести «Ася».
В письмах Тургенева содержится подробное описание состоявшихся в это время встреч. В письме к В.П. Анненскому (27 июня (9 июля)1857г. Зинциг) есть такие строчки: «Я предпочёл З(инциг) – здесь почти никого нет, и я могу предаваться полнейшему уединению и, по возможности, работать (чего я уже не делал более года). Впрочем, так как Русские проникают повсюду, то и здесь офицер, покинувший свою карьеру для того, чтобы сделаться живописцем (кажется, талант у него есть). Он очень болен и едва ли выздоровеет. К нему в гости приезжали и сегодня уехали двое других Русских и тоже премилых, некто Сабуров и сестра его, - москвичи (собственный дом в третьей Мещанской и т.д.) Мы вчера делали сообща большую прогулку по долине Ары; долина оказалась очень живописной».
Сабуров и сестра его в некоторой степени послужили Тургеневу прототипами Гагина и Аси в повести «Ася», работу над которой писатель начал в Зинциге 30 июня (12 июля) 1857г
IV Итоги урока.
- Подготовить письменный ответ на вопрос: «Какие события жизни И.С. Тургенева оказали влияние на замысел повести «Ася»?»
Д/з Прочитать повесть И.С. Тургенева «Ася». Подготовить выразительное чтение 3 главы и фрагментов 2 и 4 главы, в которых идёт речь о Гагине. Составить цитатный портрет героя.
Инд. зад-е. Подготовить комментарий фраз из 1 главы повести: «Дела давно минувших дней…», «в дрезденском «Грюне Гевелбе», «петух на высокой готической колокольне…», «маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами».
Тема: И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.
Цели: Выявление особенностей изображения Германии как важного культурного контекста повести; внутреннего сходства господина Н.Н. и Гагина, проявляющегося в нерешительности и бездействии.
Развитие навыка выразительного чтения, составления цитатного портрета героя, исследовательской работы с текстом, лексической работы.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе знакомства с сюжетом поэмы И.В. Гёте «Фауст», культурными реалиями, нашедшими отражение в повести.
Ход урока.
II Выявление первоначальных представлений.
- Назовите героев повести.
- Какие чувства вызывают у вас их поступки?
III Работа над темой.
Слово учителя.
- Любовные повести И.С. Тургенева часто называют «элегическими». Содержание элегии составляют любовные переживания и меланхолические раздумья о жизни: сожаление о прошедшей молодости, воспоминания об обманувшем счастье, печаль о будущем, как, например, в пушкинской элегии «Редеет облаков летучая гряда…». Та аналогия тем более уместна, что Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе, и пушкинские мотивы пронизывают всю его прозу. Не менее важной была для Тургенева немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В. Гёте, не случайно действие «Аси» происходит в Германии, а следующая тургеневская повесть называется «Фауст».
Инд. зад-е. «Дела давно минувших дней…» - цитата из поэмы А.С Пушкина «Руслан и Людмила» - начало первой песни.
«В дрезденском «Грюне Гевелбе» - буквальный перевод: зелёный свод. Коллекция ювелирных изделий из золота и драгоценных камней в дрезденском королевском замке.
«Петух на высокой готической колокольне…» - старинная церковь Св. Петра в Зинциге с центральной восьмиугольной башней XVIIIвека.
«Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами»
- От чьего лица ведётся повествование в повести? (Повествование ведётся от лица рассказчика, некоего Н.Н., который вспоминает годы своей далёкой молодости, и героя – весёлого, богатого, здорового и беспечного молодого человека, каким Н.Н. был двадцать лет назад).
- Назовите известные вам произведения, где использован сходный приём. (Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» Пушкина).
- Какой смысл привносит тот приём в художественное произведение? (Эта форма повествования ограничивает возможности авторского психологического анализа, но даёт возможность для непосредственного самоанализа и самораскрытия: Н.Н. постоянно комментирует свои переживания, глядя на себя – после многих лет – со стороны. Его видение, таким образом, более объективное, но в то же время более элегическое и лирическое).
- Какой смысл приобретает цитирование начала первой песни поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»?
- Идейно-эстетическую основу близости творчества Тургенева Пушкину очень точно определил М.Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов… В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства». То же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные «добрые чувства», согласные с тем или иным преходящим веянием, но те простые, всем доступные «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
- Какие интонации звучат в замечании рассказчика: «…я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что то-то и есть хлеб насущный; а придёт время и хлеба напросишься»? О чём она свидетельствует? (Тургеневский рассказчик не просто излагает свою историю, но и оценивает, судит её участников и самого себя тогдашнего, сквозь призму последующего жизненного и духовного опыта. Уже в начале рассказа возникает предчувствие неизбежно печального финала).
- Какова была цель путешествий молодого человека? Найдите в тексте ответ на вопрос. (Чтение от слов «Я путешествовал без всякой цели…» до «Грюне Гевелбе»).
- Как это обстоятельство характеризует героя? (Н.Н. незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Он руководствуется в жизни только собственными желаниями).
- Что привлекает Н.Н. более всего? (Неброский ландшафт во время путешествия гораздо ему более по душе, чем так называемые «достопримечательности». В путешествии им движет желание видеть новые лица.)
- Что мы узнаем о прошлом героя в экспозиции повести? (Герой влюблён – «поражён в сердце одной молодой вдовой», которая жестоко уязвила его, оказав предпочтение краснощёкому баварскому лейтенанту).
- Испытывает ли герой настоящее чувство к вдове? Найдите цитату, содержащую ответ на вопрос, в тексте повести. (Не только теперь, по прошествии многих лет, но и тогда, в момент её переживания, любовь эта была данью возрасту, но не серьёзным, подлинным и сильным чувствам: «Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почёл долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству – чем молодость не тешится! – и поселился в З.»)
- Почему у героя повести нет полного имени?(Герой повести обозначен просто как господин Н.Н. Этим Тургенев намеренно лишает его ярких индивидуальных черт, чтобы повествование звучало как можно объективнее и чтобы сам автор мог бы незаметно стоять за спиной героя, иногда высказываясь от его лица. Н.Н. – один из образованных русских дворян, и произошедшее с ним каждый тургеневский читатель легко мог применить к себе, а шире – к судьбе каждого из людей.)
- Почему герой захотел присоединиться к студенческому коммершу? (Для героя путешествие по Германии – начало жизненного пути. Он захотел присоединиться к студенческому коммершу, значит, он и сам недавно закончил один из немецких университетов).
- В городе Л, который расположился на противоположном берегу Рейна, играет громкая музыка, на площади развеваются флаги. Несмотря на то что герою повести нравится размеренная жизнь г. З., его притягивает и иной ритм жизни: «Всё это, радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперёд – куда бы то ни было, лишь бы вперёд, - это добродушное раздолье меня трогало и поджигало. Важно то, что именно здесь, «на празднике жизни», Н.Н. знакомится с Асей и Гагиным.
- Каковы качества характера Гагина?
Обращение к д/з. Выразит-е чт. от слов «Я быстро обернулся…» до слов «…по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается». 3 глава от слов «Я скоро его понял…» и до «…и в эти 4 часа сошлись окончательно».
- Цитатный портрет Гагина.
- Что объединяет Гагина и господина Н.Н.?
Выразит-е чт. от слов «…он надел круглую шляпу…» до слов «… мы вернулись домой». Н.Н. и его новый Гагин – мягкие, благородные, обаятельные, европейски образованные люди, тонкие ценители искусства. В жизни они почти не сталкивались с к.-л. Трудностями, поэтому их склонность к рефлексии грозит обернуться безволием, нерешительностью, бездействием, противоречивостью.
- Какая деталь в данном эпизоде свидетельствует о том, что в характере Гагина «славянская распущенность берёт верх»? (Гагин, присев на камень, начал рисовать дуб. Этюд его не получился. Дуб является символом силы, могущества, твёрдости характера. Недаром у славян дубравы были священными рощами. Здесь проявляется вся суть натуры Гагина).
- Тургенев начал писать повесть летом 1857г в З. на Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. «Ася», как и «Записки охотника», созданные под Парижем, считаются наиболее глубоким словом о России в литературе 19в. Редко в русской литературе встретишь повесть о современности, где само действие происходит в Европе, как в «Асе». Это обстоятельство сказывается на проблематике произведений.
- Как изображена Германия в повести? Выпишите из отрывка от слов «Городок этот мне понравился…» до слов «.. флейта свистала бойко» слова и СС, воссоздающие образ Германии. Германия в повести «Ася»
Мир природы Вековые липы, светлая речка, впадавшая в Рейн, виноградные лозы, величавая река, одинокий огромный ясень, зеленоватые волны Предметный мир Дряхлые стены и башни, крутой мост, хорошее вино, острые крыши стареньких домов, каменных оград, мелкие каменья мостовой, петух на высокой готической колокольне, тоненькие свечки, старинный колодец на треугольной площади, маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, кораблики на слабо надувшихся парусах.
Мир звуков и запахов Сонливый свисток ночного сторожа, воздух так и ластился к лицу, липы пахли так сладко, звуки музыки.
Мир людей Прехорошенькие белокурые немочки, белоголовые мальчишки, старик в плисовом жилете, синих чулках и башмаках с пряжками.
Итоги работы.
- Германия изображена как мирная, любовно принимающая человека среда. Приветливые, трудолюбивые люди,, живописные ландшафты. Маленький немецкий городок привлекает героя своей простотой, тем, что в нём нет ничего «величественного» и «сверхинтересного», а более всего – своей умиротворенностью, которая чувствуется во всём. Не случайно автор описывает его в ночное время суток, когда городок «чутко и мирно» дремлет. - Какой изображена природа в 1 главе? (Действие происходит в июне. Природа ликует, внушая герою ощущение свободы и безграничности своих сил).
- Германия является важным культурным контекстом повести. В атмосфере старинного городка «слово «Гретхен» - не то восклицание, не то вопрос – так и просилось на уста. Гретхен – героиня трагедии И.В. Гёте «Фауст» (1-яч. - 1806) и трагедии «Пра-Фауст» (1775г), юная, невинная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с младшей сестрой и матерью. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви. Неопытная девушка доверяется Фаусту. Любовь принесла ей душевный взлёт, и в результате она оказалась отвергнутой всеми грешницей. Гретхен становится невольной убийцей матери: чтобы мать не мешала любовному свиданию, Мефистофель даст Фаусту вместо снотворного яд. После рождения незаконного ребёнка она впадает в безумие и становится детоубийцей. Её приговаривают к смерти. По убеждению Мефистофеля, она осуждена на вечные муки, но в финале первой части, в последние мгновения жизни раздаётся свыше: «Спасена!» - небеса прощают ту, которая земными законами признана грешницей.
- Сообщение о маленькой мадонне: подобный образ есть и у Гёте: Гретхен кладёт цветы к подножию мадонны; детским выражением лица схожа с Асей; красное сердце, пронзённое стрелами – любовь неотделима от страданий; лик мадонны печально выглядывает из ветвей старого ясеня – символа мудрости. В повести эта деталь подчёркивает, что главному герою следовало бы вовремя проявить разумность и решительность в отношениях с Асей. Но он этого не сделал и своими руками разрушил своё счастье.
IV Итоги урока.
- По ходу повести Н.Н. читает Гагину и Асе также «Германа и Доротею» Гёте. В другой раз герой читает Гагиным «из Онегина», в связи с которым Ася позднее задумчиво заметит» «А я бы хотела быть Татьяной». В этом произведении Тургенев во многом следует пушкинскому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами. Так повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями. Классические произведения искусства не только помогают раскрыть развитие и драму чувств героев Тургенева, но и в огромной мере стимулируют их возникновение.
V Д/з Озаглавить части повести, заполнить вторую часть таблицы «Главы. Названия. Элементы фабулы». Составить цитатный портрет Аси(глава2).
Инд. зад-е. Составить художественные пересказ 8 главы. Подготовить сообщение «Мотив смерти в образе героини»
Группов. зад-е. Подготовить выразит. чт-е по ролям 9 главы
| |
Просмотров: 11747 | |
Всего комментариев: 0 | |