Главная » Статьи » Тематическое планирование

Программа кружка "Теория и практика подготовки к ЕГЭ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

См. копию рецензии на программу кружка

Формирование государственной системы объективного контроля образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственной гарантии реализации конституционных прав граждан на образование, прежде всего обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию. Задача каждого учебного образовательного учреждения, а следовательно, и учителя, состоит в том, чтобы обеспечить максимум дополнительной подготовки каждого учащегося к сдаче ЕГЭ.

Программа кружка отвечает вышеизложенным требованиям.

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в том, что он
полностью охватывает курс русского языка, каждому выпускнику необходимо выполнить
38 заданий по всем основным разделам школьного курса. Поэтому проведение ЕГЭ
выявило следующие плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести
следующие:

  • ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных оценках на
    экзамене (пересдача экзамена возможна только в следующем  году), а следовательно,
    способствует ответственной подготовке учащихся по предметам;
  • вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
  • задания, входящие в ЕГЭ проверяют подготовку выпускников по всем основным
    линиям школьного курса:
  1. знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  2. речеведческие знания (о тексте, основной мысли, средствах связи в нём; о
    типах речи и о стилях речи, об использовании языковых средств в тексте в
    зависимости от цели, темы, адресата и т.д.)
  3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым
    материалом на основе понятий и правил);
  4. орфографическую и пунктуационную грамотность;
  5. владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
    морфологическими, синтаксическими, стилистическими, орфографическими и пунктуационными);
  6. умения,  связанные с разными  видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой,  речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии и эссе).
  • У учащихся появляется больше возможностей для поступления в вузы.

Но также имеются и отрицательные стороны:

• ЕГЭ требует более тщательной подготовки к его сдаче;

• невозможность подготовки детей к сдаче экзамена во время урока (1 час в неделю) и т.д.

Работа кружка позволяет решить эти недостатки:

•  помогает целенаправленно подготовить учащихся к экзамену на более высоком уровне, т. к. на занятия кружка приходят дети, заинтересованные в успешной сдаче экзамена;

• программа   занятий   способствует   психологической   адаптации   учащихся    на экзамене и позволяет им легко ориентироваться в тестовой работе экзамена;

• подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, т.к. в школьном курсе внимание, в основном,   уделяется  написанию сочинений по художественным текстам;

• знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (до  сих   пор  на экзаменах допускается большое количество ошибок при заполнении бланков) и т.д.

Актуальность работы кружка несомненна: выпускникам необходимо подготовиться к сдаче экзамена, а учителю - подготовить их. Занятия кружка учитывают эти особенности, актуализируют и углубляют знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, и формируют языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся. Выпускники смогут подготовиться к ЕГЭ, объективно оценят свои знания по предмету, опробуют разработанные КИМы и оценят их структуру и содержание, научатся писать сочинения-рассуждения (рецензия, эссе), которые создаются на основе прочитанного текста.

Занятия кружка дополняют уроки русского языка и опираются на межпредметные связи с литературой Хотя многие разделы курса русского языка повторяются на уроках, будет не лишним акцентировать внимание на тех темах., которые вызывают затруднения учащихся, повторить теоретический материал. Таким образом, полученные и повторенные во время уроков знания будут систематизированы.

В первую очередь предусмотрена работа по развитию речи.

Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих   возможностей   человека    Важно,   чтобы   ученики    поняли,   что   процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Создание текста, работа над совершенствованием написанного - это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, «чувство языка».

Цели:

1. развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логические верно выражать свое мнение по поднятым проблемам,

2. воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову;

3. совершенствовать навыки этичного межличностного общения;

4. закреплять и углублять лингвистические знания и умения и   умение применять их на практике;

5. готовиться к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

1. познакомить учащихся с новой формой сдачи экзамена по русскому языку и с процедурой проведения ЕГЭ,

2. помочь  преодолеть  психологические трудности, связанные  с тестовой  формой экзамена;

3. научить выпускников правильному заполнению бланков  регистрации, бланков ответов №1 и №2;

4. научить самостоятельной работе с текстом и созданию собственного текста;

5. развить навыки выстраивания своего текста по определенной модели;

6. научить выражению своих мыслей, умелому использованию литературоведческих понятия;

7. повторить основные правила русского языка;

8. опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Ожидаемый результат:

1. овладение практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии (владение навыками самостоятельного анализа предложенного текста);

2. повышение самооценки учащимися собственных знаний по созданию собственного текста (написанию сочинения);

3. повышение познавательного интереса к предмету русский язык;

4. психологическая готовность к сдаче ЕГЭ (будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении экзаменационных бланков, знать свои права и систему оценивания тестовых работ),

5. более успешная сдача единого государственного экзамена за курс средней школы.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении {репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы:

  • написание сочинений; редактирование и саморедактирование созданных текстов;
  • итоговые занятия;
  • участие в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня;
  • сдача ЕГЭ.

Тематическое планирование

программы кружка «Теория и практика подготовки к ЕГЭ»

10 класс

Комплексный анализ текста, 33 часа

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие Новые требования к части 3 (блоку С)

1

2

Что такое текст? Связь предложений в тексте.

1

3

Текст. Задания из части А.

2

4

Стили текста: публицистический стиль.

1

5

Стили текста: художественный стиль.

1

6

Стили текста: научно-популярный стиль.

1

7

Типы текста.

1

8

Тема и основная мысль текста.

]

9

Тема и микротемы (деление текста на абзацы).

1

10

Темы и микротемы. Как правильно понять исходный текст

1

п

«Расшифровка» информации текста.

1

12

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

1

13

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

1

14

Формулировка основной проблемы текста.

2

15

Комментируем основную проблему текста.

2

16

Позиция автора и способы её выражения.

■■)1

                         2

17

Общие средства выразительности.

1

18

Специальные средства выразительности.

1

19

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

2

20

Композиция сочинения-рассуждения (логические приемы мышления)

1

21

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

4

22

Поговорим об ошибках.

1

23

Экспертная оценка сочинения.

1

24

Написание рецензии.

2

       

Структура и занятия кружковой работы в 10 классе предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного анализа текста, написания рецензии и сочинения-рассуждения (определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана: анализ языковых средств (стилистические, морфологические, лексические средства языковой выразительности); определение средств художественной выразительности в текстах различных стилей (звукопись, метафоры, олицетворения., гиперболы и т.д., основанные на специальном использовании сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений, выразительные средства языка на всех его уровнях; фонетики, лексики, словообразования и синтаксиса); определение роли изобразительно-выразительных средств.

11 класс.

Подготовка к ЕГЭ, 33 часа

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие (Чго такое Кимы? Требования к их выполнению.)

1

2

Речь. Последовательность расположения предложений в тексте (Задания при микротексте)

1

3

Орфоэпия

1

4

Морфемика и словообразование (разбор слова по составу и словообразовательный разбор)

1

5

Орфография и морфология: глагол и его формы; гласные в суффиксах, правописание НЕ и НИ, Н и НИ

1

6

Орфография и морфология (правописание приставок)

1

7

Орфография и морфология (правописание корней)

1

8

Орфография и морфология (правописание окончаний)

1

9

Синтаксис (синтаксическая характеристика предложения)

1

10

Синтаксис (вводные слова и вставные конструкции)

1

11

Пунктуация (знаки препинания при однородных членах с союзами)

1

12

Пунктуация (знаки препинания в простом и сложном предложении)

1

13

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с придаточными определительными

1

14

Пунктуация     (знаки     препинания     при     обособленных     членах

предложения)

1

15

Языковые нормы (орфоэпические и морфологические нормы)

1

16

Языковые нормы (синтаксические и лексические норы)

1

17

Типы грамматических ошибок.

1

18

Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи

1

19

Языковой анализ текста (задания В1-В8)

3

20

Анализ изобразительно-выразительных средств

2

21

Комплексный анализ художественного текста

1

22

Комплексный анализ научно-популярного и  публицистического текстов              

1

23

Оценочные слова и речевые клише

1

24

Написание рецензии (Часть С)

4

25

Оформление бланков ЕГЭ

1

26

Тестовая работа.

2

       

Структура и занятия кружковой работы в 11 классе предполагают; что выпускники должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Методическое обеспечение дополнительной образовательном программы.

Используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемный;

частично-поисковый.

Педагогические приёмы:

  • формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организация деятельности (упражнение, практическая работа);
  • стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка).

Литература:

1. Единый      государственный      экзамен.      Русский      язык.      Контрольно-измерительные материалы. - М, 2008-2010г.

2. Кохтев  Н.Н.   Риторика,   8-9  кл.   -  М.,  «Просвещение»,   АО  «Московские учебники», 1996г.

3. Михальская А.К. Основы риторики,  10-11   кл. – М., «Просвещение», АО «Московские учебники», 1996г.

4. Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: Пособие для учащихся. - М, «Просвещение», 2009г.          

5. Никитина Е.И. Русская речь, 8-9 кл. - М., «Просвещение», 1995г.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений и диктантов для школьников старших классов и поступающих в вузы. – M., «Оникс 21 век», 2002г.

7. Раздаточные материалы.

8. Служевская Т Л Что повторить? Выбирайте! – M., «Просвещение», 1997г.

 

Категория: Тематическое планирование | Добавил: ivanova (06.04.2014)
Просмотров: 2257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]