Главная » Статьи » 6 класс. Русский язык. |
Разработка урока-путешествия для 6 класса по теме «Не с деепричастиями». УМК под редакцией М.М. Разумовской (урок с применением ИКТ).Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; доска. Образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная. Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи. 2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями. 3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. 4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы. 5. Продолжить работу над формированием навыка выделения главного. Ход урока.1.Этап целеполагания. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по городу Деепричастия. Тема нашего урока «Не с деепричастиями». - Что мы должны узнать? - Мы вновь навестим частицу не и поможем ей правильно себя вести с деепричастием. Это и есть основная задача нашего путешествия. А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город. План его вы видите на экране. Слайд 2 Но прежде, чем приступить к работе, нужно открыть путевой лист, записать число и тему урока. 2. Организационно- деятельностный этап. Актуализация знаний. И вот вы перед городскими воротами, необходимо найти подходящий пароль. Чтобы получить пароль нужно вспомнить, как пишется не со словами. Упражнение 1: определи часть речи и написание данных словосочетаний. Обведи в кружок цифру слитного написания слова с не.
У Вас 1 минута на самопроверку. Слайд 3 (На экране выведен код цифр слитного написания). 2, 4, 6, 9, 11, 13, 15. Поставьте себе отметку. Домашнее задание для тех, кто получил красную карточку-предупреждение: повтори правила правописания частицы не с изученными частями речи. - Пароль вы нашли. Теперь нужно подобрать ключ. Ключом являются наши знания о правописании частицы не с изученными частями речи. - Что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания). 3. Не и деепричастие. - Мы с вами переходим на центральную площадь. Слайд 4 А для того, чтобы пройти к замку, вам необходимо выполнить обещание, данное частице не. Кто мне напомнит об этом? Мы обещали познакомить частицу не с родственником глагола - деепричастием. - Давайте вспомним, чем закончилась встреча частицы не с глаголами? - Закрыли двери на замок и не впустили на порог. А теперь - внимание! Щелчок мышью Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не и деепричастие. Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены? (Глаголы и деепричастия). не пренебрегать не пренебрегая не интересоваться не интересуясь не поверить не поверив - Кто сформулирует правило правописания не с деепричастиями? (Не с деепричастиями пишется раздельно.) - Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями. 2. Организационно- деятельностный этап. Работа по закреплению изученного материала. 1. - Прежде, чем мы продолжим своё путешествие по городу Деепричастие, вам необходимо письменно доказать, что запомнили написание не с деепричастиями. Закрепим данное правило. Спишите пословицы, раскрыв скобки. У Вас-1 минута. ДОСКА!!!! 1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду. 2.(Не) убив медведя, шкуры (не) продают. 3.(Не) поглядев на пирог, (не) говори, что сыт. - Как написали? Проверяем: трое - у доски, остальные - самопроверка. - А кто мне скажет о знаках препинания в этих предложениях? А в 3-ем? - Кто написал на 5, 4, 3? Встаньте. - Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно. 2. - Наконец-то мы подошли к замку. Слайд 5 Но он со всех сторон окружён рвом с водой. А мост через ров частично разобран. Вы должны доложить недостающие брёвна. Посмотрите на слайд Слайд 6, какие деепричастия здесь написаны? - Правильно. Слова, которые без НЕ не употребляются. Назовём эти слова. Невзлюбив, ненавидя, недоумевая, негодуя. - Запишите в тетрадь. На полях поставьте восклицательный знак. 3. Игра «Третий лишний» (3 мин). Как видите, не так-то просто попасть в замок. Слайд 7 Стражник мужественно стоит в воротах замка. Чтобы он нас пропустил, нужно выполнить задание. Слайд 8 На СЛАЙДЕ: 1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы. 2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти. 3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река. 4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд. Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке. Взаимопроверка на местах по слайду. Кто написал на «5», «4», есть другие оценки? 5. Р.Р. И вот замок. Слайд 9 Добро пожаловать! Владелец Замка, рыцарь Деепричастие, отправил вам текст-сюрприз. Слайд 10 Догадайтесь почему. Рядом с высокой берёзой сделали автобусную остановку, и люди вешали на дерево тяжёлые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то вбил много гвоздей. Берёза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево. На нём все так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шёл человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушёл. Вернулся он с топором… 1.Почему рыцарь Деепричастие попросил прочитать эту часть текста? (1.Есть деепричастный оборот. 2.Для повторения знаков препинания при деепричастном обороте. 3.Есть НЕ с деепричастием.) 2.Верно. Здесь есть и деепричастный оборот, и НЕ с деепричастием. 3. Как пишутся НЕ с деепричастиями? 5.Запишем последние два предложения: Остановился и, не сказав ни слова, ушёл. Вернулся он с топором. 6.Проверим написанное, объяснив изучаемую орфограмму и изученную пунктограмму. 7.А теперь подумайте, только ли ради НЕ с деепричастиями просил прочитать рыцарь эту часть текста? (Чтобы навести на размышление о бережном отношении к природе.) 8.Так как же можно завершить текст? (Обсуждение вариантов завершения текста) 9.Завершите текст, написав одно-три предложения. 10.Есть ли в вашем завершении НЕ с деепричастием? Как написали? 11.А вот как автор закончил этот текст так. Слайд 11 Огородил мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: «Гвозди не вбивать, живая!» 12.На какое размышление навёл вас этот текст? (Надо быть другом природы, не губя, оберегая её.) - Слайд 12 Рыцарь Деепричастие очень рад, ребята, что вы справились с его сюрпризом. - А теперь напишем выборочный диктант. Кто пойдёт к доске? Берёза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком, не боясь холода и зноя, она через несколько лет становится берёзкой. Пройти мимо, не поглядев на неё, нельзя. Она красивая, но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей, которые ломают деревья. Не думая, не стесняясь, не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево, они могут поднять её и на человека. Задание: объяснить правописание НЕ с деепричастиями, трудные орфограммы и пунктограммы. 6. Рефлексия. Слайд 13 Мы завершили своё путешествие по городу Деепричастие. Что вам понравилось больше всего? - Что нового узнали? - Кто сможет подвести итог нашему путешествию? - Пожалуйста, встаньте те, кто получил больше всего зелёных карточек. - Вы получаете оценку "5" - Жёлтых... Ваша оценка "4". - Остальным ребятам нужно ещё раз посмотреть правило написания не с разными частями речи и потренироваться. 7.Д/з. Слайд 14 Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з.
«4» упражнение 502 остальные - упражнение 500 Слайд 15.
Дополнительное задание: 8*.Отгадай загадку. Загадки непростые. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед). Упадёт- поскачет, ударишь-не плачет (мяч). Видна глазами, да не взять руками (тень). Виден край, да не дойдёшь (горизонт). САМОАНАЛИЗ УРОКА. Учитель: Иванова Т.В. Класс: 6 Предмет: русский яз. Тема: «Не с деепричастиями». Цель: формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написание не с деепричастиями». Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи. 2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями. 3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. 4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы. 5. Продолжить работу над формированием навыка выделения главного. В соответствии с ФГОС на занятии формировались следующие универсальные учебные действия. Познавательные: анализировать, делать выводы, обобщать. Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, удерживать тему на протяжении урока. На данном занятии реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный. Применялись образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная. Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.
Время, отведенное на все этапы занятия, было рационально распределено. Связки между этапами занятия логичны. Использование компьютерной презентации позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, осмысление содержания). Компьютер был задействован в течение всего урока, т.к. занятие – путешествие, а у компьютерной системы – защита. Система заданий используемая на занятии была направлена на формирование орфографического навыка слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Для активизации мыслительного процесса на занятии использовала работу в парах и коллективную форму работы. Такая работа способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности. Чередование видов деятельности, своевременное проведение физминутки способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся. На уроке был создан благоприятный психологический климат Считаю, что занятие цели достигло. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5163 | |
Всего комментариев: 0 | |