Главная » Статьи » 6 класс. Русский язык.

Урок-путешествие "НЕ с деепричастиями"

Разработка урока-путешествия для 6 класса по теме «Не с деепричастиями». УМК под редакцией М.М. Разумовской (урок с применением ИКТ).

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; доска.

Образовательные технологии:  личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная.

Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями.

3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы.

5. Продолжить работу  над формированием  навыка выделения главного.

Ход урока.

 1.Этап целеполагания. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по городу Деепричастия. Тема нашего урока «Не с деепричастиями».

- Что мы должны узнать?

- Мы вновь навестим частицу не и поможем ей правильно себя вести с деепричастием. Это и есть основная задача нашего путешествия.

А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город.

План его вы видите на экране. Слайд 2

Но прежде, чем приступить к работе, нужно открыть путевой лист, записать число и тему урока.

2. Организационно- деятельностный этап. Актуализация знаний.

И вот вы перед городскими воротами, необходимо найти подходящий пароль. Чтобы получить пароль нужно вспомнить, как пишется не со словами.

Упражнение 1: определи часть речи и  написание данных словосочетаний.

 Обведи в кружок цифру слитного написания  слова с не.

1) (Не)глубокая речка, а мелкая.    

2)  (Не)выполненное задание.

3) (Не)серебряное кольцо.             

4)   (Не)брежная запись.

5) (Не)хотел уезжать.                     

6) ( Не)греющее солнце.

 

7)(Не)лисий след.                          

8)   (Не)тронутый загаром

9) Сказал (не)правду.                       

10) Вовсе (не)интересная книга.

11) (Не)здоровый вид.

12) В гости (не)пришёл.

 

13) (Не)приятель атаковал.            

14) Задача (не)решена.

15) (Не)нависть к врагу.                 

16) (Не)умытый утром малыш.

17) (Не)лёгкая, а трудная работа.

18) Отнюдь (не)воспитанный человек.

У Вас 1 минута на самопроверку. Слайд 3 (На экране выведен код цифр слитного написания).

2, 4, 6, 9, 11, 13, 15. Поставьте себе отметку.

Домашнее задание для тех, кто получил красную карточку-предупреждение: повтори правила правописания  частицы не с изученными частями речи.

- Пароль вы нашли. Теперь нужно подобрать ключ. Ключом являются наши знания о правописании частицы не с изученными частями речи.

- Что  помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).

3. Не и деепричастие.

- Мы с вами переходим на центральную площадь. Слайд 4 А для того, чтобы пройти к замку, вам необходимо выполнить обещание, данное частице не. Кто мне напомнит об этом?

Мы обещали познакомить частицу не с родственником глагола - деепричастием.

- Давайте вспомним, чем закончилась встреча частицы не с глаголами?

- Закрыли двери на замок и не впустили на порог.

А теперь - внимание! Щелчок мышью Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не  и деепричастие. Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены? (Глаголы и деепричастия).

не пренебрегать                                          не пренебрегая

не интересоваться                                      не интересуясь

не поверить                                                не поверив

- Кто сформулирует правило правописания не с деепричастиями? (Не с деепричастиями пишется раздельно.)

- Развернитесь друг к другу и  расскажите о правописании не с деепричастиями.

2. Организационно- деятельностный этап. Работа по закреплению  изученного материала.

1. - Прежде, чем мы продолжим своё путешествие по городу Деепричастие, вам необходимо письменно доказать, что запомнили написание не с деепричастиями. Закрепим данное правило.

Спишите пословицы, раскрыв скобки. У Вас-1 минута.  ДОСКА!!!!

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2.(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

3.(Не) поглядев на пирог, (не) говори, что сыт.

- Как написали? Проверяем: трое - у доски, остальные - самопроверка.

- А кто мне скажет о знаках препинания в этих предложениях? А в 3-ем?

- Кто написал на 5, 4, 3? Встаньте.

- Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно.

2. - Наконец-то мы подошли к замку. Слайд 5 Но он со всех сторон окружён рвом с водой. А мост через ров частично разобран.

Вы должны доложить недостающие брёвна. Посмотрите на слайд Слайд 6, какие деепричастия здесь написаны?

- Правильно. Слова, которые без НЕ не употребляются. Назовём эти слова.

Невзлюбив,  ненавидя, недоумевая, негодуя.

- Запишите в тетрадь. На полях поставьте восклицательный знак.

3. Игра «Третий лишний» (3  мин).

Как видите, не так-то просто попасть в замок. Слайд 7 Стражник мужественно стоит в воротах замка. Чтобы он нас пропустил, нужно выполнить задание. Слайд 8

На СЛАЙДЕ:

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.

4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.

Взаимопроверка на местах по слайду. Кто написал на «5», «4», есть другие оценки?

5. Р.Р. И вот замок. Слайд 9 Добро пожаловать! Владелец Замка, рыцарь Деепричастие, отправил вам текст-сюрприз. Слайд 10 Догадайтесь почему.

         Рядом с высокой берёзой сделали автобусную остановку, и люди вешали на дерево тяжёлые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то вбил много гвоздей. Берёза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево. На нём все так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шёл человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушёл. Вернулся он с топором…

1.Почему рыцарь Деепричастие попросил прочитать эту часть текста?  (1.Есть деепричастный оборот.   2.Для повторения знаков препинания при деепричастном обороте. 3.Есть НЕ с деепричастием.)

2.Верно. Здесь есть и деепричастный оборот, и НЕ с деепричастием.

3. Как пишутся НЕ с деепричастиями?

5.Запишем последние два предложения: Остановился и, не сказав ни слова, ушёл. Вернулся он с топором.

6.Проверим написанное, объяснив изучаемую орфограмму и изученную пунктограмму.

7.А теперь подумайте, только ли ради НЕ с деепричастиями просил прочитать рыцарь эту часть текста? (Чтобы навести на размышление о бережном отношении к природе.)

8.Так как же можно завершить текст? (Обсуждение вариантов завершения текста)

9.Завершите текст, написав одно-три предложения.

10.Есть ли в вашем завершении   НЕ с деепричастием? Как написали?

 11.А вот как автор закончил этот текст так. Слайд 11 Огородил мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: «Гвозди не вбивать, живая!»

12.На какое размышление навёл вас этот текст? (Надо быть другом природы, не губя, оберегая её.)

- Слайд 12 Рыцарь Деепричастие очень рад, ребята, что вы справились с его сюрпризом.

-  А теперь напишем выборочный диктант. Кто пойдёт к доске?

     Берёза всегда красива. Рождаясь маленьким  стебельком, не боясь холода и зноя, она через несколько лет становится берёзкой. Пройти мимо, не поглядев на неё, нельзя. Она красивая, но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей, которые ломают деревья. Не думая, не стесняясь, не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево, они могут поднять её и на человека.

Задание: объяснить правописание НЕ с деепричастиями, трудные орфограммы и пунктограммы.

6. Рефлексия. Слайд 13 Мы завершили своё путешествие по городу Деепричастие. Что вам понравилось больше всего?

- Что нового узнали?

- Кто сможет подвести итог нашему путешествию?

- Пожалуйста, встаньте те, кто получил больше всего зелёных карточек.

- Вы получаете оценку "5"

- Жёлтых... Ваша оценка "4".

- Остальным ребятам нужно ещё раз посмотреть правило написания не с разными частями речи и потренироваться.

7.Д/з.  Слайд 14 Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з.

  • выучить правило
  • «5»   упражнение 501

«4»  упражнение 502

           остальные - упражнение 500

Слайд 15.

 

Дополнительное задание:

8*.Отгадай загадку. Загадки непростые.

Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед).

Упадёт- поскачет, ударишь-не плачет (мяч).

Видна глазами, да не взять руками (тень).

Виден край, да не дойдёшь (горизонт).

 САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Учитель: Иванова Т.В.       Класс: 6       Предмет: русский яз.

Тема: «Не с деепричастиями».

Цель:  формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написание не с деепричастиями».

Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

2. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями.

3.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы.

5. Продолжить работу  над формированием  навыка выделения главного.

В соответствии с ФГОС на занятии формировались следующие универсальные учебные действия.

Познавательные:   анализировать, делать выводы, обобщать.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, удерживать тему на протяжении урока.

На данном занятии реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Применялись образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная.

Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.

Этапы урока        

Формы работы   

УУД

Конкретные виды деятельности

1.Этап актуа-лизации

знаний, целе-полагание. Совместное

определение

цели и  задач

урока, этапов

и форм работы

коллективная работа

регулятивные

совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия и вида контроля

Познава-тельные

выдвижение гипотезы (при постановке цели урока)

коммуникативные

планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли

личностные

личностное осознание поставленных целей и задач урока

 

2. Организа-ционно-дея-тельност-ный этап

 

индивидуальная

парная

групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные

понимание цели этого этапа работы; упорядочение и структурирование информации

познавательные

умение преобразовывать информацию, анализ полученных результатов

коммуникативные

развитие навыков групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

личностные

осознание личной значимости темы урока, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

 

2. Организацион-но- деятельност-ный этап.

Работа по за-креплению  изу-ченного материа-ла

коллективная

 

 

 

 

 

регулятивные

понимание цели этого этапа работы, правильной речевое оформление задания

познавательные

умение преобразовывать информацию, анализ полученных результатов

коммуникативные

личностные

умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы

 

умение сотрудничать в процессе выполнения работы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование критического мышления

 

VI    Итог урока. Рефлексия

 

Делаем выводы: как писать не с деепричастиями; как относиться к окружающему миру.

 

Познавательные УУД

Обобщать знания

Коммуникативные УУД

Выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

 

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII  Домашнее задание.

 

Домашнее задание.

 

 

Личностные  УУД
Слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

 

Время, отведенное на все этапы занятия, было рационально  распределено. Связки  между этапами занятия логичны.

Использование   компьютерной презентации   позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, осмысление содержания).  Компьютер был задействован в  течение всего урока, т.к. занятие – путешествие, а у компьютерной системы – защита.

Система заданий используемая на занятии была направлена на формирование орфографического навыка слитного и раздельного написания не с деепричастиями.

        Для активизации мыслительного процесса на занятии использовала работу в парах и коллективную форму работы. Такая работа способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности.  

Чередование видов деятельности, своевременное проведение физминутки способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся. На уроке был создан благоприятный  психологический климат

        Считаю, что занятие  цели достигло.

Категория: 6 класс. Русский язык. | Добавил: ivanova (06.04.2014)
Просмотров: 5163 | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]