19:32 Очерк "Мой Высоцкий". Работа АТ, 11 класс |
Очерк. Мой Высоцкий. Уважаемые майя! Лично я не понимаю… Чем вы думали-гадали, Составляя календарь? Может, был слегка поддатый Тот, который ставил даты? Может, краску экономил? (Чем вы там писали встарь?) Затупилося зубило Или на хандру прибило? Может быть, не оплатили Мужику ударный труд? Двадцать первое — и здрасьте! На хрена такие страсти! Нет, такого перебора Не поймёт российский люд! Прекратите ваши штучки! Обещали нам получку Дать пораньше. Чтобы к сроку – Двадцать первого как раз! Наш начальник — он же дятел! У него умища хватит На Армагеддон сослаться! Фигу он тогда отдаст! Вроде бы очко — к удаче? А у вас — к отбою, значит? Там же Новый год маячит — Это ж надо понимать! … Ну, а вы — такое вот??? Если речь пошла про даты, То логичнее, ребята, Общий вам финал наметить На начало января… После бурного веселья Люди маются с похмелья И, пожалуй, не заметят, Откровенно говоря… Нас концом пугают света. Мол, сбываются приметы, В ряд построятся планеты, Как солдаты, напоказ! Что за повод для печали? Свет нам столько отключали… Часто — вместе с отопленьем… Пронесёт и в этот раз! «Конец света» (по мотивам В. Высоцкого), интернет Улыбнулись? Правда, про нас и про нашу действительность? Услышали голос Владимира Семёновича? Думаю, неизвестному автору удалось воспроизвести стиль знаменитого поэта, его поистине народный, маскарадный юмор, стиль народного поэта, который смеётся над собой и окружающими весёлым, ликующим и, одновременно, высмеивающим, насмешливым смехом. Сатирические персонажи Высоцкого – это живые герои, в каждом из которых все узнавали себя, соседей, родственников. Вспомните «Диалог у телевизора» (1973): – Ой, Вань, гляди, какие клоуны! Рот – хочь завязочки пришей... Ой, до чего, Вань, размалеваны, И голос – как у алкашей!
А тот похож – нет, правда, Вань, – На шурина – такая ж пьянь. Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, – Я – правду, Вань!
– Послушай, Зин, не трогай шурина: Какой ни есть, а он – родня, – Сама намазана, прокурена – Гляди, дождешься у меня!
А чем болтать – взяла бы, Зин, В антракт сгоняла в магазин... Что, не пойдешь? Ну, я – один, – Подвинься, Зин!
– Ой, Вань, гляди, какие карлики! В джерси одеты, не в шивьет, – На нашей Пятой швейной фабрике Такое вряд ли кто пошьет...
А у тебя, ей-богу, Вань, Ну все друзья – такая рвань И пьют всегда в такую рань Такую дрянь!
– Мои друзья – хоть не в болонии, Зато не тащут из семьи, – А гадость пьют – из экономии: Хоть поутру – да на свои!... Обычный вечер, разговор перед телевизором, но кажется, не будет этому разговору, этим житейским разборкам, дрязгам, мелочным спорам конца. Но весь диалог вызывает неизменную улыбку на лице слушателя: всё, о чём идёт речь, забавно и смешно. И в то же время Зину с Ваней очень жаль. Ты поневоле начинаешь понимать, что ситуация повторяется изо дня в день, в каждой квартире, по всей стране. Мы видим, что Ваня с Зиной говорят о важных для них житейских проблемах, о своих друзьях, о своих родственниках. При этом у Вани одно на уме – как бы поскорей выпить. Зина же тянется к красоте, "красивой" жизни, которую она может увидеть разве что по телевизору. Зина говорит, что жизнь их серая, тусклая, однообразная, лишённая эстетики. И Ваня чувствует, что Зина права в своих обидах на него, что жизнь их бессмысленна и пуста. Но ничего иного не ожидается: нет у них ни сил, ни желания, ни умения сделать свою жизнь счастливой, яркой и праздничной. Невольно возникает вопрос: кто виноват? По Высоцкому, винить приходится прежде всего самих себя, свою лень, свою необразованность, свое бескультурье. Сказано очень ядовито, резко, но... не зло и без унижения человеческого, без оскорблений, с состраданием и пониманием. Перелистываю заметки иркутского журналиста Леонида Марчинского в газете "Восточно - Сибирская Правда" от 02.09.82 г., и перед тобою другой Высоцкий - удивительный человек, ненавязчиво интересный, такой огромно талантливый и открытый. Он с первого взгляда влюбился в Сибирь, в Байкал, наедине с которым пробыл пять часов, и смог увидеть священную чистоту озёра. Не отказался от выступления в крохотном посёлке старателей Хомонхо в Бодайбинском районе, несмотря на то, что дождь грозился затянуться на неделю: «Я обещал»… И, действительно, любимый народом певец. «К вечеру в поселке старателей собралось человек 120. Мы ломали голову: как узнали, откуда бы им взяться? По холодной, северной распутице, через грязь, болото, многие километры шли люди из лесных кордонов, геологических палаток, зимовий». А утром «бульдозеристы, сварщики вытирали о спецовки потные ладони, жали ему руку по-мужицки, твердо, не встряхивая. Просили не забывать. Один говорит: - Фронтовик я, и такую благодарность от всех фронтовиков имею... Заволновался, кашлянул в кулак, никак наладится не может... Володя ждет серьезный, с полным к человеку вниманием пониманием. - ... Будто ты, вы, значит, со мной всю войну прошагали. Рядом будто, дай-кось, обниму вас, Владимир Семенович... Обнялись. Володя слезы прячет, к машине заторопился. Поехали. Опять, обычно пустой северный тракт наполнился людьми. Улыбаются из-под брезентовых капюшонов, машут мокрыми кепками»… Люблю слушать его песни о войне. Для меня самое удивительное то, что о войне, пронзительно, тонко и достоверно написал человек, не воевавший сам. И те, кто воевал, его слушали и верили, что это их боевой товарищ. А Владимиру Семёновичу, когда началась война, было всего три года. То же небо – опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода... Только – он не вернулся из боя...
Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя... Эта песня – о войне и о потере друга, близкого человека. К сожалению, потерю эту мы начинаем осознавать только тогда, когда уже ничего исправить нельзя. Мы тоскуем по ушедшему дорогому человеку, ощущаем пустоту в мире. Герою стихотворения кажется, что это он сам не вернулся из боя, что частица его самого погибла в бою. Терять же друзей приходилось не только на войне Отечественной... И не только на войне, но и в мирной жизни... И эту человеческую боль сумел понять и выразить Высоцкий. Леонид Марчинский также вспоминал о том, каким замечательным другом был Владимир Семёнович... «Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души ... Они о нем самом. Босоидущий был Владимир Семенович, и ею, босой, принимал чужую боль, откликаясь всем своим огромным добром. Кажется, во Франции застала его весть, что давний его друг, артист МХАТа Всеволод Абдулов попал в автомобильную катастрофу. Тотчас личные дела оказались на втором плане - Высоцкий у постели больного. К друзьям, к товарищам он относился нежно, не разменивал, однако, свои чувства на слова и разговоры о них. Но вот скончался Василий Макарович Шукшин и чувства заговорили страстной болью потери. Песня родилась об ушедшем друге в одну ночь. На первом исполнении слово вылетело из памяти, он - губу до крови закусил. Вспомнил. Допел»… … Вот такой мой Высоцкий. Путано, но о великом человеке сложно говорить. Мне ещё предстоит постичь Высоцкого, понять его, до конца разобраться…Понять человека, популярности которого может позавидовать любая модная звезда или группа… Как жаль, что он так рано ушёл от нас. Он не допел, не досказал всего, Что было пульсом и в душе звучало, И сердце отказало от того, Что слишком долго отдыха не знало. Он больше на эстраду не взойдет Так просто, — вместе с тем и так достойно. Он умер. Да. — И все же он поет, И песни не дадут нам жить спокойно… Н. Михалков. Памяти Высоцкого |
|
Всего комментариев: 0 | |